За истекший период 2021 года мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 44 рассмотрено 1269 гражданских дел по заявлениям ООО «Чистый След» о взыскании с жителей г. Белозерска и Белозерского района задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из них 139 дел рассмотрено в порядке искового производства, после отмены судебных приказов на основании возражений должников.
Исходя из анализа изученных дел, мировым судьей приняты решения об удовлетворении заявленных требований ООО «Чистый След». В ряде случаев производство по делу прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований.
Как правило, основаниями для отказа ООО «Чистый След» от исковых требований являлись: полное погашение ответчиком задолженности по ТКО, а также ошибочное начисление платежей (например: по несуществующим жилым помещениям).
При рассмотрении дел в исковом порядке, в большинстве случаев, ответчики не признавали исковые требования регионального оператора о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами в виду отсутствия заключенных между ними и ООО «Чистый след» письменных договоров, ненадлежащего содержания мусорных контейнеров и контейнерных площадок, а также, в связи с тем, что ответчики не пользуются услугой.
Обжалованные судебные акты в апелляционном и кассационном порядке оставлены вышестоящими судами без изменения.
Хочется отметить, что на основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, к которым в силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ относится также плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
По общему правилу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с действующим законодательством, заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном виде не требуется.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в силу закона лежит не на региональном операторе, а отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области.
Региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет деятельность по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.