Среди многочисленных памятников Белозерска особое место занимает Ильинская церковь. Этот храм – единственная уцелевшая деревянная постройка средневекового города. Время его сооружения пришлось на конец XVII века, когда в деревянном городе стояла только одна кирпичная постройка – возведенная на средства посадских людей церковь Успения Богоматери. Посадскими тогда называли тех горожан, которые проживали за пределами стен кремля, по-белозерски – вала. Ильинская церковь тоже строилась не в валу, а на западной окраине города, где находилась Житная площадка. Судя по названию, это была небольшая площадь в обрамлении хлебных лавок и амбаров: здесь хранили запасы зерна (жита) и велась торговля им.
Самое ранее документальное упоминание об Ильинской церкви относится к 1618 году, когда после литовского нашествия по указу царя проводится «дозор» и описание разоренного Белозерска. Из «Дозорной книги» мы узнаем, что на Житной площадке кроме таможенной избы и многочисленных лавок стояли два деревянных шатровых храма: Ильи пророка с приделом Покрова Богородицы и Апостола Иоанна Богослова с приделом преподобного Кирилла Белозерского. По-видимому, к концу столетия шатровая Ильинская церковь так обветшала, что ее в 1696 году заменили новым ярусным храмом, который и сохранился до настоящего времени.
Ценность Ильинской церкви связана не только с древностью ее архитектуры. Дело в том, что в интерьере храма уцелел иконостас, значительная часть икон которого датируется временем постройки храма. Иконы очень хорошего профессионального письма созданы белозерскими иконописцами, которых охотно приглашали работать в другие города и знаменитые монастыри. Кроме иконостаса сохранилось и храмовое «небо» – каркасная конструкция в виде конуса со срезанным верхом, помещенная в верхней части храма и символизирующая место обитания небесных сил и праведников. Белозерское «небо» очень своеобразно. Его основу составляют большого размера холсты с изображениями Иисуса Христа и апостолов. Эти холсты, натянутые на подрамники, вставлялись отдельными сегментами в рамы потолка и боковых поверхностей конуса, как обычно делали в многочисленных деревянных храмах и часовнях Севера. Но восточный склон белозерского «неба» образует не холст, а живописное изображение «Распятия», выполненное прямо на поверхности обтесанных и покрытых грунтовкой бревен. Трудно сказать, как часто в древности деревянные храмы расписывали прямо по бревнам, поскольку таких храмов практически не сохранилось. Кроме белозерской, известна еще только одна деревянная церковь с интерьерной росписью по бревнам в Тверской области.
Описание наиболее ценных элементов храмового убранства будет неполным, если не упомянуть уцелевшую орнаментальную роспись широкого портала, который соединял трапезную с храмовым объемом.
Из-за несомненных архитектурных и художественных достоинств Ильинская церковь получила в 1974 году статус памятника федерального значения. Незадолго до этого на храме были проведены реставрационные работы, поскольку состояние сруба и кровель уже в 1950-е годы было признано аварийным. У читателя, вероятно, возникнет вопрос: если церковь уже реставрировали, то чем же вызваны нынешние реставрационные работы? И прежде, чем ответить на вопросы: кто и почему ведет работы на древнем храме, хочется немного рассказать о смысле и содержании такого понятия, как реставрация.
Слово «реставрация» звучит часто и знакомо почти любому человеку, а вот значение этого слова по-разному трактуют даже те, кто именуют себя реставраторами. Одни считают реставрацией полное уничтожение старой постройки из-за ветхости и замену ее похожей новой, другие позволяют себе додумывать разные несохранившиеся части и детали памятника. Вариантов понимания реставрации очень много, но есть законы и другие нормативные акты, скрупулезное следование которым позволяет превратить реставрацию из произвола в подлинно научный процесс сохранения памятника. Россия, как член ЮНЕСКО (неправительственная международная организация по вопросам образования, науки и культуры), должна выполнять не только внутренние законы страны по сохранению культурного наследия, но и международное законодательство в этой области. Осознание особой уязвимости и стремительности исчезновения деревянных построек заставило ЮНЕСКО разработать и принять в 1999 г. «Принципы сохранения исторических деревянных сооружений». Этот документ определяет основные критерии, которыми должны руководствоваться реставраторы деревянных построек: главная цель любого вида работ на памятнике – сохранение исторической подлинности и целостности сооружения.
До начала реставрации памятник необходимо тщательно обследовать и задокументировать результаты обследования, установить какими инструментами обрабатывалась древесина и восстановить именно такие инструменты. Например, топор – главный инструмент плотника менял свою форму и физические характеристики на протяжении столетий. Если работы планируются на памятнике XV века, то следует изучить все особенности рубки этого времени, найти инструменты и сделать с них копии. А где найти древние инструменты? У археологов, в музеях, в антикварных магазинах… Испорченные части и конструкции постройки следует изготавливать из дерева той же породы и возраста, из которых построен памятник. Если реставрируемая постройка из 180-летней сосны, то необходимо найти точно такое же дерево. Разумеется, надо научить рабочих-реставраторов работать непривычным инструментом.
Но восстанавливать надо не только старый инструмент, но и технологии того времени. Традиционно деревянные срубовые постройки ремонтировали Двумя способами: если были повреждены только нижние бревна, то сруб вывешивали и меняли их, если же изъяны были по всему срубу, то постройку перебирали, заменяя испорченное дерево и сохраняя здоровое. При реставрации предпочтение должно отдаваться именно тем традиционным способам, которые применяли старые плотники. Если они соединяли элементы постройки без гвоздей, то и реставратор должен повторить эти приемы, а не вколачивать гвозди и железные скобы. И это далеко не весь перечень правил реставрации деревянных построек. Некоторые из этих требований были прописаны в советском законе по охране памятников, существуют они и в современном российском законодательстве.
Источник: Иванова Г. О судьбе Ильинской церкви / Г. Иванова // Белозерье. – 2011. – 20 декабря. – С. 4-5.